новости • обзоры • события • факты
293 просмотров

Провал безвизового режима АП, Порошенко и парламентом

Надежды на лучшее, похоже, были напрасными, а оптимизм «Европейской правды» по скорой отмены визового режима со странами ЕС разбился при столкновении с реалиями украинской власти.

Нет, формально трагедии не произошло.

Мы все еще сохраняем значительные шансы на то, что в 2016 году Украина получит . Формально есть даже шанс на то, что ЕС пойдет на уступки и визы отменят уже в мае-июне (хотя этот сценарий, который до недавнего времени был основным, понемногу становится фантастическим).

Но проблема — в динамике.

Выполнение безвизового плана не просто затягивается.

Киев всячески демонстрирует, что хочет вообще отказаться от выполнения ключевых обязательств. А чтобы избежать рейтинговых потерь, пытается переложить на ЕС собственную вину за то, что украинцы остаются с визовым режимом.

Наибольшие претензии здесь — к президенту и парламенту, но и правительство не осталось в стороне срыва безвизового режима.
Парламентский тупик

Прошедшая неделя (а скорее даже — один его день, четверг) был ключевым для движения Украины к отмене виз.

Это не было секретом ни для журналистов, ни, тем более, для депутатов.

То, почему Рада непременно принять все (без исключения!) Пакет законопроектов, ЕвроПравда объясняла в статье накануне «безвизового четверг». Депутаты слишком затянули с рассмотрением этих документов, поэтому дальнейшее ожидание разрушало календарный план.

Причем — и это очень важно — большинство законов принимается в первом чтении. То есть в ВР еще оставалось полное право внести в них изменения, никаких необратимых действий не происходило. А это снимает последние аргументы против принятия «безвизового пакета».

В поддержку «безвизового дня» выступило представительство ЕС, распространив официальное заявление по этому поводу. Премьер Яценюк полушутя пообещал «лишить дипломатических паспортов» тех депутатов, которые не будут голосовать за «безвизовый пакет» законопроектов, а глава МИД Павел Климкин заявил, что результаты «безвизового дня» в Раде станут индикатором желания Украины идти в ЕС, а не только продвигаться к отмене виз.

И какой результат мы имеем в итоге?

В течение дня Рада приняла лишь семь законопроектов из списка в 13 документов. И это — не тот случай, когда можно гордиться показателем «больше половины».

Это — настоящий провал.

Спикер Владимир Гройсман даже не поставил на голосование два ключевых законопроекта, которые должны быть приняты в первом чтении.

Депутаты не нашли сил для пересмотра собственной неприкосновенности (поднимите руку, кто удивился!), Хотя соответствующий проект изменений в Конституцию уже давно лежит в Раде и одобрен Конституционным судом. А еще — не дошли до рассмотрения трудового кодекса, к которому Украина обязана внести простую норму, то так нервничает нардепов: о том, что половая ориентация не может влиять на решение о трудоустройстве или увольнение сотрудника.

Также остались не приняты несколько законопроектов, посвященных миграционном законодательству.

В неформальных разговорах депутаты уверяют, что «сейчас просто не время, к этим документам вернутся после выборов». Хочется верить, что это так. Но, опять же, вспомним историю. Идея о пересмотре абсолютной депутатской неприкосновенности появляется в Раде не впервые и не вдруг.

Ее получают из «дальнего ящика», видимо, перед каждыми выборами, начиная с 2007 года. И каждый раз сразу после выборов — забывают об этих намерениях (поднимите руку, кто уверен, что на этот раз произойдет обратное).

И, наконец, надо остановиться на тех законопроектах, которые все же были приняты в первом чтении.

Здесь надо отдать должное Гройсману — он делал все возможное и невозможное для успеха. Некоторые законы спикер ставил на голосование по пять-шесть раз, пока не набиралось 226 голосов.

Депутаты утверждают, что качество правительственных законопроектов была позорно низкой, и именно поэтому они не голосовали «за».

И в некоторых моментах с ними сложно не согласиться.

А принятие «миграционных» правительственных проектов сорвалось из-за того, что правительство подало их в Совет слишком поздно, лишь в конце сентября. Тем самым — существенно уменьшил шансы на то, что документы будут приняты в рамках «безвизового дня».

Но несмотря на все проблемы в работе парламента и правительства, наибольшая угроза отмене виз выходит сейчас от президента Порошенко и генпрокурора Шокина. И упомянутые политики прекрасно об этом знают.

Тупик президентский и прокурорский

В конце сентября Киев посетила еврокомиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и равенства Вера Юрова. На этот визит мало кто обратил внимание, и для Брюсселя он стал поворотным пунктом.

Ведь после встречи Юровой с Петром Порошенко сформировал понимание того, какова позиция президента по созданию антикоррупционной прокуратуры.

Дело в том, что нынешнюю ситуацию с формированием антикоррупционной прокуратуры Брюссель считает неприемлемой. Совет при принятии законов о запуске Национального антикоррупционного бюро изменила их таким образом, что этот орган перестал буди де-факто независимым. Он теперь четкая связь со «старой прокуратурой» и лично генпрокурором.

Чего стоит одна лишь норма о том, что сотрудники антикоррупционной прокуратуры должны иметь более 5 лет прокурорского стажа. Практикующие юристы, адвокаты, судьи без прокурорского прошлого не имеют шанса трудоустроиться в новом органе, бороться с коррупцией на высшем уровне.

Много ли вы знаете таких безупречных прокуроров? А их надо набрать немало!

«Европейская правда» имела возможность пообщаться с представителями ЕС, ответственными за подготовку отчета Еврокомиссии. Ситуацию в этой сфере они определяют такими формулировками, не остается сомнений: в Брюсселе готовы к жесткой позиции.

Похоже, что сохранение только этой проблемы будет способно убить безвизовых перспективы Киева.

Суть проблемы украинские СМИ объясняли неоднократно (в частности, о ней можно прочитать в блоке «Антикоррупционное бюро» в аналитике от ЕвроПравды), и представительство ЕС сделало два официальных заявления по этому поводу — в сентябре и в октябре.

Если коротко, то ЕС возмутило назначения одиозных прокуроров в ключевой орган, который будет выбирать представителей новой антикоррупционной прокуратуры.

Но вернемся к визиту комиссара Юровой.

Ее встреча с Порошенко доказала для ЕС, президент лично поддерживает эти одиозные назначения, и нет оснований говорить, что это — вина окружения или Шокина.

«Порошенко лично и достаточно четко объяснили, что ситуация неприемлема. Ему рассказали о варианте ее решения. Он мог решить проблему за один день, а в итоге мы не видим никаких действий. Так какие у нас могут оставаться сомнения?» — Поделился с ЕвроПравдою один из европейских чиновников.

Источники свидетельствуют, что в ЕС есть претензии также к содержанию закона, регулирующего назначение руководства антикоррупционной прокуратуры — за пределами странной ситуации, сложившейся с назначением прокуроров в избирательную комиссию.

«Закон дает такие огромные полномочия и влияние генеральному прокурору, что я вообще сомневаюсь, реально за ним создать независимую антикоррупционную прокуратуру. Также я сомневаюсь в соответствии этого законодательства европейским нормам», — сказал ЕвроПравди на условиях анонимности один из чиновников, непосредственно берет участие в определении позиции ЕК о том, готова ли Украина к отмене виз.

При такой «базы» в сфере борьбы с коррупцией положительное заключение ЕК становится все менее и менее реальным.

К тому же, упомянутые проблемы — не единственные. Украина срывает сроки по ряду пунктов Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

Как известно, Киев надеялся, что Еврокомиссия уже в декабре подтвердит готовность Украины к отмене виз. Сейчас это технически возможно исключительно в случае, если ЕС пойдет на уступки и закроет глаза на недовыполнение Украины некоторых пунктов ПДВЛ.

Но учитывая саботаж плана украинской властью в последние недели, эта вероятность стремится к нулю.

Это все виновата!

Администрация президента (а вместе с ней — некоторые депутаты парламента) готовится к имиджевым проблем. Преодолевать их, похоже, планируют привычным методом — не решая проблему, а перекладывая на другого вину за провал.

«Козлом отпущения» в этот раз выбрали Евросоюз.

Автору данного текста в последнее время приходилось слышать на неформальных встречах чиновников АП с журналистами: мол, мы сейчас видим, что выполняем все требования ПДВЛ, но вот увидите: мы выполним, а ЕС придумает, как нас остановить и не отменить визы.

Тезис популярен, журналистам нравится.

«Но есть одно но» — в АП прекрасно знают, что выполнение безвизового плана срывают именно они.

И от того, что Порошенко еще в январе делал откровенно ложные заявления о «почти выполнен ПДВЛ», объем проблем и задач не стал меньше.

Похожая ситуация — в Раде.

Автору приходилось не один, не два и не десять раз слышать от депутатов — в том числе от руководства парламентского комитета по евроинтеграции — тезис о том, что «ЕС выдвигает все новые и новые требования, которые мы не ожидали».

Можем с уверенностью и с документами на руках доказать, что это — неправда. Все без исключения нормы, которые должен принять ЕС, были известны Украины уже давно — по сути, еще с 2011 года. Именно с тех пор они «кочуют» из одного ежегодного отчета Еврокомиссии в другой.

И каждый раз Киев пытается показать свое удивление, мол, «ой, какая неожиданность, мы еще что-то принять»?

Это касается всех законопроектов, принятые во время «безвизового недели». Это касается и изменений в Конституцию, и законодательства о антидискриминацию — ЕС настаивал на их принятии в рамках ПДВЛ и в 2011, и в 2012, 2013, в 2014, 2015 годах. Каждая дата — это ссылка на европейский документ, где перечислены эти требования.

И, кстати, трудовой кодекс, который сейчас находится на рассмотрении в ВР, не соответствует требованиям ЕС. Там просто отсутствует норма о антидискриминацию, которую Украина должна ввести в рамках ПДВЛ. Поэтому в случае принятия закона в нынешней редакции результат очевиден: ЕС не зачислит этот пункт и ждать принятия нового закона.

А если Киев и дальше будет поддерживать притворное удивление, новые отчеты будут аналогичными. Украинцы и дальше без безвизового режима.

И — что самое важное — ЕС окончательно потеряет веру в то, что Украина способна выполнить обещания и провести необходимые реформы.

Нужно ли это той же Порошенко? Вряд ли.

Почему Киев настойчиво идет к провалу? Ответа мы не имеем.

Post Scriptum

Ситуация действительно сложная. Но даже с ней есть выход.

Возможно, нам наконец нужно признать, что мы не успеваем выполнить вовремя все требования ЕС?

Это будет, по крайней мере, честно. И тогда — не имея фиктивного ограничения, не имея задачу «сделать вид, что мы сделали все до декабря», изменить законодательство о формировании антикоррупционной прокуратуры так, чтобы к нему не было никаких претензий.

Качественно, без спешки откорректировать все правительственные законопроекты, к которым есть претензии в парламенте.

И если мы выберем этот путь и покажем, что готовы на реальные изменения, а не на их имитацию, ЕС будет готов сделать шаг навстречу.

И тогда цель «безвизовый режим в 2016 году» снова станет реальной

джерело->

Зарегистрированных пользователей: 4883

Сейчас на сайте: 13

Просмотров за сегодня: 1,011

ID поста = 4531



свежие комментарии:
крымский бандеровец