новости • обзоры • события • факты
448 просмотров

Будет горячо: чего ждать Украине в новом политическом сезоне

По каким направлениям власть пойдет «в наступление», и какие главные ошибки может совершить

Новый политический сезон готовит для нас много сюрпризов. Власти удалось относительно спокойно уйти на каникулы, но сгусток накопившихся проблем, которые в течение последнего года удавалось маскировать, придется решать уже этой осенью. Общая формула, по которой будет вынуждена работать власть до Нового года, выглядит примерно так: «меньше ресурсов – больше рисков».
Президент и его День сурка

, вне всякого сомнения, обладает своим уникальным политическим стилем. Если Леонида Кучму обвиняли в централизации власти, Виктора Ющенко – в чрезмерной активности в гуманитарной сфере, а Виктора Януковича – в сращивании личного бизнеса и государства, то нынешний президент Украины рискует запомниться отчаянными попытками сохранить статус-кво образца середины 2014 года. Того времени, когда он выиграл в первом туре на президентских выборах, его команда казалась амбициозной и перспективной, на Востоке страны шла война, зашифрованная аббревиатурой «АТО», а экономика замерла в ожидании непростых, но нужных реформ.

На осень вызовов у Петра Порошенко, как и возможностей изменить ситуацию, более чем достаточно. Ключевые тренды – прогресс в реализации положений Минского соглашения, взвешенная социальная политика, реформы и безвизовый режим с Евросоюзом

Фактически с тех пор риторика Порошенко не поменялась. Он все так же считает, что он первый по популярности политик, хотя еще с весны в президентском рейтинге его обходит Юлия Тимошенко. Как и в 2014-м, он уверен, что его кадры – самые перспективные, хотя с того времени через власть прошло несколько десятков людей разной близости к президенту и компании Roshen, никак себя на проявивших на доверенных постах. Президент, как и два года назад, по малейшему поводу использует милитаристские тезисы, так и не поняв, что общество больше не готово списывать провал реформ и падение уровня жизни на АТО.
Петру Порошенко в новом политическом сезоне необходим качественный имиджевый поворот, которого от него уже давно ждут. Опросы общественного мнения за летний период фиксируют тотальное разочарование украинцев в выбранном властью курсе. В июне КМИС зафиксировал: 76% украинцев считают, что руководство ведет страну в неправильном направлении.
На осень вызовов у Петра Алексеевича, как и возможностей изменить ситуацию, более чем достаточно. Ключевые тренды – прогресс в реализации положений Минского соглашения, взвешенная социальная политика, реформы и безвизовый режим с Евросоюзом.

Тупик с МВФ

Абстрагируясь от политических перипетий, в глобальном экономическом контексте главным вызовом для Украины является получение/неполучение кредита от Международного валютного фонда. Эпопея с очередным траншем МВФ превратилась в настоящий финансовый триллер, в зависимость от развязки которого попали перспективы всей украинской экономики.
Переговоры на финишную прямую вроде бы вышли еще при Наталье Яресько, но сроки получения транша переносились уже несколько раз по все новым причинам. Казалось, в прошлом месяце ничто не должно было помешать получению денег, но разразился скандал с е-декларированием, который, впрочем, вряд ли можно считать реальным поводом для отказа в кредитовании. Налицо системный кризис в отношениях между украинским правительством и руководством Фонда, о чем свидетельствует и постоянное уменьшение суммы ожидаемого транша. Сначала говорили о $3 млрд., потом об $1,3, сегодня же правительство Владимира Гройсмана будет радо даже полученному миллиарду.
А все потому, что, как заверяют эксперты, дело не столько в кредите МВФ, сколько в демонстрации лояльности, на которую ориентируются и другие кредиторы Украины – Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и др. Последний, к слову, несколько недель назад уже обвинил правительство Украины в неспособности рационально использовать предоставляемое кредитное плечо.
В новом сезоне премьеру Владимиру Гройсману придется выбирать между двумя судьбоносными для страны концепциями – либо добиваться кредита МВФ любой ценой, либо искать альтернативные источники для финансовой стабилизации. Если вовремя не выбрать, отсутствие денег на казначейских счетах Украины может привести не только к падению курса гривны, но и невозможности платить за газ в преддверии старта отопительного сезона. А с альтернативными способами наполнения бюджета у нынешнего правительства, которое даже не исключает осенью секвестр, пока не складывается.

Растет напряжение

Рост общественного недовольства в стране не фоне падения уровня жизни отмечался еще в прошлогодних исследованиях Института Гэллапа по Украине. Там же делался акцент на росте социального напряжения и готовности выходить на акции протеста.

С того времени власть приняла целый ряд решений, которые усугубили эту тенденцию.
В частности, речь идет об увеличении тарифов на газ для населения на 75-90% постановлением Кабмина № 315, которое повлекло за собой рост цен на воду и электричество. Людей фактически приравняли к промышленным предприятиям и, как бы ни старался минимизировать социальные риски за счет субсидий, с началом отопительного сезона власть ждет реальное испытание на прочность.
В социальной политике правительство Гройсмана упрямо берет все новые и новые рубежи крайнего либерализма в его худшем понимании. Яркий пример – начатая Министерством финансов дискуссия вокруг пересмотра – вплоть до возможной отмены – стипендий для студентов

Тарифы могут выступить лишь формальным поводом для социальных протестов, так как перечень причин расширяется с каждым месяцем. Растет безработица. Только согласно официальным цифрам Государственной службы занятости, по состоянию на конец первого квартала безработными числились более 1,8 млн украинцев. Учитывая то, что ведомство ведет статистику лишь по тем, кто стоит на учете, реальная цифра в разы выше.
Аналогично выглядит ситуация с покупательной способностью и уровнем доходов населения. Осенью положение усугубится еще и новыми тарифами на коммунальные услуги, ростом цен на алкоголь и сезонной инфляцией.
При этом в вопросах социальной политики правительство Гройсмана упрямо берет все новые и новые рубежи крайнего либерализма в его худшем понимании. Яркий пример – начатая Министерством финансов дискуссия вокруг пересмотра – вплоть до возможной отмены – стипендий для студентов.
Несмотря на это, премьер-министр объявил своим главным приоритетом на ближайшее время рост доходов населения. Осенью будет возможность наблюдать, как глава правительства попытается решить эту задачу на фоне описанных выше рисков.

Больше реформ хороших и разных

Что касается реформ, то осенью стоит ждать изменений по трем основным направлениям.
Первое – очередная налоговая реформа, обусловленная как новыми вызовами, так и откровенным провалом предыдущих преобразований. Многое здесь будет зависеть от компромисса между Минфином и нардепом от БПП Ниной Южаниной.
Второе – медицинская реформа. Активизация этого направления связана в первую очередь с активностью нового профильного министра Ульяны Супрун. Здесь масса спорных нововведений – «скорая помощь» без врачей, поликлиники без очередей, страховая медицина. Реформа еще не началась, но критики уже более чем достаточно.
И третье – образование нового образца. Министр Лилия Гриневич устроила украинской образовательной системе настоящую обструкцию, и на ближайший учебный год придется львиная доля новаций. Отмена красных ручек, смягчение требований к знаниям, американизация и политизация учебного процесса – лишь малая часть инициатив Гриневич.
В итоге, осень обещает быть насыщенной событиями. Главная системная ошибка власти при этом – полное неумение проявлять гибкость и корректировать курс. Главная ошибка общества не менее показательна – полное неумение заявлять власти о своих истинных проблемах и интересах. И более всего настораживает, что синтез этих двух проблем может привести к абсолютно непрогнозируемым последствиям.

источник->

Зарегистрированных пользователей: 5167

Сейчас на сайте: 4

Просмотров за сегодня: 1,369

ID поста = 15310



свежие комментарии:
крымский бандеровец