новости • обзоры • события • факты
208 просмотров

Виталий Портников, журналист

О чем не сказала . Возможна ли новая прокуратура в Украине

Ключевой проблемой является обеспечение политической независимости Генеральной прокуратуры в Украине
Уже не только украинские политики и гражданские активисты, но и американские дипломаты один за другим говорят о необходимости изменений в украинской Генеральной прокуратуре — вначале это был посол США , теперь помощник госсекретаря США Виктория Нуланд.

Собственно, высказывание Нуланд — это уже даже не сигнал. Это предупреждение, в каких реформах настоятельно нуждается Украина для того, чтобы преодолеть коррупцию и обеспечить экономическое возрождение страны. Понятно, что пока прокуратура не станет независимым инструментом, ни о каких реальных изменениях говорить не приходится. Но понятно и то, что украинские политики скрывают, а американские дипломаты не знают или не хотят знать сути происходящего.

Дело вовсе не в создании Генеральной прокуратуры с чистого листа, а именно в ее независимости. Главной проблемой украинской прокуратуры всегда была ее полная интеграция в существующие властные структуры и клановые расклады. Прокуратура и не прокуратурой была вовсе, а дубиной для укрощения недовольных и отъема неправильно лежащей собственности. При Януковиче и Пшонке эта взаимосвязь достигла своего апогея, генеральный прокурор превратился в наделенного особыми полномочиями клерка президентской администрации — и только. Но можно ли сказать, что бегство Януковича и Пшонки привело к выздоровлению Генеральной прокуратуры? Конечно нет — прокуратура больна все теми же болезнями, что и украинское общество, и украинская политическая элита. Проще говоря, в больном государстве просто не может быть здоровой прокуратуры, набирай ее наново или не набирай. И поэтому вопрос о реформе прокуратуры — это вопрос о реформе страны и власти.

Дело не в Шокине и не в Порошенко. в Украине является формой защиты от политической монополии президентской администрации, а борьба с ней зависит от того, желает ли глава государства бороться со всеми коррупционерами или только с некоторыми

В Украине нарушен баланс разделения властей. В нашей парламентско-президентской республике глава государства одновременно является патроном партии власти и ее парламентской фракции, предлагает в правительство собственных министров вне своей конституционной квоты и влияет на их работу, дублируя функции премьера (но не ответственность главы правительства), предлагает парламенту кандидатуру генпрокурора (при том, что парламент зависим от коалиционных предпочтений партии президента), назначает глав регионов и силовых структур. Откуда в такой системе возьмется независимый генеральный прокурор? С Марса?

В такой системе любой здравомыслящий генеральный прокурор будет ориентироваться на президента — потому что в случае конфликта с главой государства ему просто негде и не у кого искать защиту. А где искать, если все институты заточены под президента? И получается, что если глава государства требует борьбы с коррупционерами — то борьба идет, не требует — не идет. А если, предположим, глава государства требует борьбы не со всеми коррупционерами, а только с избранными — потому что полномасштабная борьба разрушает те или иные политические и не политические договоренности? Ну тогда в дело естественным образом вступает коррупция, которая оказывается единственной защитой конкурирующих группировок от слишком сильной зависимости прокуратуры от президентской администрации. Украинская коррупция — да-да, она самая — оказывается в таких условиях синонимом демократии и выживания альтернативных политических сил и предпринимательских интересов. Это же катастрофа, правда? Но это вовсе не схема времен Порошенко-Шокина. Так было в Украине практически всегда, с недолгим перерывом на всевластие Януковича, когда коррупция срабатывала только в случае уплаты дани президентской семье. Проблема в том, что сейчас эта схема коррупционной конкуренции восстановлена институционально — и никакая реформа Генеральной прокуратуры ее не изменит. Ее может изменить только установлением реального баланса государственного управления в стране. В противном же случае реформа или обновление Генеральной прокуратуры будут работать на усиление одной из структур власти — и порождать новую и новую коррупцию на всех уровнях.

источник-Виталий Портников, журналист->

Зарегистрированных пользователей: 4899

Сейчас на сайте: 13

Просмотров за сегодня: 1,699

ID поста = 3586



свежие комментарии:
крымский бандеровец