новости • обзоры • события • факты
269 просмотров

Как мессенджеры научились зарабатывать миллиарды

Золотой век мобильных приложений позади — на рынке наступает эра мессенджеров. Возглавляют новую революцию цифровые ассистенты — боты

Снежным январским днем я заскочила в один из модных ресторанов студенческого городка Уотерлу в канадской провинции Онтарио. Не дожидаясь официанта, я открыла в смартфоне приложение Kik — один из самых популярных среди североамериканских подростков мессенджеров — и сканировала код на стене. На экране тут же открылся новый чат. «Добро пожаловать в Bauer Kitchen! Чем можем вам помочь?» — спросил меня невидимый собеседник, предложив несколько вариантов ответа. Я выбрала: «Заказать напитки». «Пожалуйста, напечатайте, какой именно напиток вы бы хотели», — ответили мне. «Диетическая кола», — набрала я, и уже через минуту в зале материализовался официант — со стаканом газировки на подносе.

Экономика чата

Похожие ощущения испытываешь, когда в первый раз вызываешь такси через сервис Uber — и спустя три минуты водитель оказывается у двери твоего дома. Магия новых технологий, которые позволяют через мобильные приложения заказывать «физические» товары и услуги, заложена в так называемой модели online-to-offline. Kik идет дальше: теперь вам не нужно загружать еще одно приложение — вся магия умещается в окне чата мессенджера.

Золотой век мобильных приложений уходит в прошлое. Сегодня американцы в среднем за месяц не загружают ни одного нового сервиса. Смартфоны у большинства оптимально оснащены всеми необходимыми приложениями, а основная пользовательская активность приходится на узкий круг популярных мессенджеров и социальных сетей. Так что вместо бессмысленной траты тысяч долларов на разработку новых продуктов для пресыщенной публики, бизнес масштаба Bauer Kitchen ищет подход к клиенту через Kik, Facebook Messenger, WhatsApp и другие хорошо знакомые аудитории платформы.

В Китае миллионы предприятий уже принимают платежи и размещают рекламу через официальные аккаунты в WeChat, или — на мандарине — Weixin, — крупнейшем в стране мессенджере с 650 млн активных пользователей в месяц. Выручка приложения в 2015 году, по оценкам, достигла $3,8 млрд. Основной доход принесли продажа игр и видеореклама. В день в WeChat регистрируется больше официальных аккаунтов, чем обычных сайтов во всем интернете. Китайский сегмент сети стремительно мигрирует в мобильную экосистему, а точнее — в мессенджеры.

Ключевой вопрос для бизнеса — кто должен вести коммуникацию со стороны компании на новых платформах? По традиции можно нанять специалистов или обучить нынешних менеджеров, но существуют посредники куда более перспективные — роботы.

Многие из 10 млн официальных аккаунтов WeChat — это микс усилий человека и бота. Загляните в аккаунт пекинского ресторана Dian DouDe — вы обнаружите яркую веб-страницу с ценами блюд и сочными фото здешних пельменей на пару, столик можно заказать прямо через приложение. Нужен авиабилет на внутренних китайских направлениях? Просто вбейте дату и названия городов (например, «22 января 2016 года, Гуанчжоу, Пекин») в чате с перевозчиком China Southern Airlines — на следующем этапе вам останется только добавить свои персональные данные и оплатить покупку. У вендингового автомата в Пекине, просканировав QR-код через WeChat, вы через функцию Weixin Pay можете оплатить покупку молочного напитка Vitasoy.

В том же русле монетизацию планирует выстраивать Facebook Messenger. В партнерской программе сервиса уже участвуют более двух десятков компаний, эксперимент стартовал в марте 2015 года, рассказывает его куратор Фрерк-Мальте Феллер.

Например, ритейлер Everlane ведет в мессенджере клиентскую поддержку – пары менеджеров и софта от Zendesk хватает, чтобы в день разбирать по 200 обращений от пользователей. Есть в Facebook Messenger и своя версия Uber — в окне чата можно вбить адрес и подтвердить запрос на поездку, после чего бот пришлет вам данные водителя. Бизнес такого масштаба наращивает клиентскую базу быстрее, чем штат специалистов, способных «вручную» управлять обратной связью, поэтому «боты будут играть все более важную роль», констатирует Феллер.

Боты по сути — всего лишь способ красиво упаковать автоматические сообщения.

Эта бюджетная альтернатива ручному труду корнями уходит в 1964 год, когда профессор Массачусетского института технологий Джозеф Вайзенбаум в ходе экспериментов в сфере искусственного интеллекта написал первую бот-программу ELIZA, которая умела пугающе правдоподобно изображать психотерапевта в общении в пациентами – задавать профессиональные вопросы и реагировать на ответы репликами вроде «Эта тема вас действительно интересует?»

С тех пор боты эволюционировали. Тель-авивский стартап Imperson для студии Disney создал виртуальную Мисс Пигги — героиню Маппет-шоу, на ломаном французском болтающую с пользователями Facebook Messenger. «Тридцать лет назад, если вам нравилась звезда, вы просто вешали постер из журнала у себя на стене, — рассуждает сооснователь Imperson Эйяль Пфейфель. — Сегодня этого недостаточно — фанатам нужна более близкая коммуникация с идолом».

Боты умеют говорить не только за выдуманных персонажей — «живые» знаменитости тоже обращаются к их услугам, чтобы растить армию подписчиков в социальных сетях. По словам Пфейфеля, Imperson уже экспериментировала с виртуальными двойниками селебрити, которые хорошо справлялись с задачей общения с поклонниками — «получались отличные разговоры», и все стороны оставались удовлетворены результатом. Даже когда бот сознавался в том, что он — бот, пользователи в ответ лишь признавались ему в любви, заверяет сооснователь израильской компании.

Чаты с искусственным интеллектом сегодня встречаются повсюду, от помощников Siri и Cortana в устройствах Apple и Microsoft соответственно до сервисов таких стартапов, как Magic, X.ai, Digital Genius и Operator. Facebook своего цифрового ассистента с лаконичным именем M запустила в августе 2015-го, используя секретную комбинацию из человеческого разума и продвинутого бот-софта, служащего примером для потенциальных рекламодателей в Facebook Messenger.

Приложение рекомендаций ресторанов Luka полностью автоматизировано. По мнению его российского основателя Евгении Куйды, главный секрет успеха бота — качество его персонализации. «Чтобы создать прочную связь с потребителями, не обязательно проходить тест Тьюринга [тест для компьютерной программы, которая должна убедить собеседника-человека в своей «человеческой» сущности — Forbes.]», — рассуждает предприниматель о грани восприятия между машиной и человеком.

Куйда экспериментирует в мессенджере Telegram, кишащем десятками тысяч ботов, способных рассказать о погоде, сыграть с вами в покер или помочь выбрать подарок на AliExpress. Основатель Telegram Павел Дуров до конца 2016 года обещает обучить ботов обрабатывать платежи, что позволит перенаправить денежные потоки, ныне сосредоточенные в сфере разработки мобильных приложений.

Вселенная тинейджеров

Ютящийся в тихом Уотерлу Kik использует уникальный и, возможно, самый дальновидный подход к ботам. В отличие от Telegram, канадский мессенджер развивает свою экосистему цифровых собеседников в кооперации с более чем десятком компаний и разработчиков. В отличие от Facebook, партнеры Kik смогут использовать только полностью автоматизированных ботов, заточенных на узкий функционал и не заинтересованных в развитии за его пределы. «В диапазоне интеллекта от всезнайки до тупицы мы, безусловно, ближе к последнему», — смеется основатель Kik Тед Ливингстон, больше похожий на серфера, чем на предпринимателя.

Придуманный им сервис легко недооценить — с 8 млн активных пользователей в месяц в США (Ливингстон эту оценку называет «дико» заниженной) Kik пока не выглядит ровней Facebook Messenger (60 млн активных пользователей) и только догоняет WhatsApp (12 млн) и Snapchat (20 млн). Но мессенджер Ливингстона вовремя сделал целый ряд перспективных ставок на новые тренды в отрасли: если прогнозы сбудутся — конкурентам очень скоро придется подвинуться.

Основатель Kik в 2011-м первым на рынке превратил приложение в платформу для размещения контента других сервисов вроде игр и браузеров, на годы опередив и WeChat, и Facebook Messenger. В июле 2014-го он вновь стал пионером — на этот раз, правда, уже только на Западе — в запуске ботов для рекламодателей.

Сегодня около 80 крупных брендов, включая MTV, SkullCandy и The Washington Post, обзавелись своими виртуальными голосами во вселенной Kik. В 2016-м мессенджер также тестирует ботов для сетей фастфуда: чтобы сделать заказ, достаточно сканировать код — технология может избавить рестораны от необходимости устанавливать дорогостоящие — по $150 000 за штуку — цифровые киоски.

Kik пока не приносит прибыли. По оценке аналитической компании Privco, выручка сервиса в 2015 году составила около $30 млн (у Snapchat по шкале Privco — $52 млн). Ливингстон эти цифры не комментирует. По его словам, выручка Kik частично складывается из продаж игр и стикеров, но львиную долю доходов приносит реклама. Те 80 компаний, что запустили в Kik ботов, четко таргетировали целевую аудиторию — по объему, возрасту, полу. В среднем контакт с пользователем обходится рекламодателю в 15 центов, примерно столько же, сколько, к примеру, в Twitter.

Хотя Kik далеко до масштабов Facebook, в продаже ботов как маркетингового сервиса мессенджеру нет равных.

В эпоху, когда приложения-чаты расширяют аудиторию и углубляют степень вовлеченности, это важное преимущество. На фоне роста популярности мессенджеров особенно заметны стагнация поискового трафика Google и стабилизация ядра аудитории Facebook. Согласно подсчетам аналитиков Portio Research, всего в мире уже более 2,1 млрд пользователей приложений для общения.

«Есть специалисты, которые прямо называют мессенджеры будущим интернета», — говорит Эрик Сеттон, гендиректор приложения Tango с аудиторией в 350 млн зарегистрированных пользователей. В феврале он выделил игры и групповые чаты в отдельное направление бизнеса, чтобы сосредоточить усилия на развитии корневого продукта — сервиса для общения. «Интерфейс универсален. Он способен заменить вам любую активность в сети. Мы и представить не могли, что подобное возможно», — признается предприниматель.

Еще один козырь Kik — демографический портрет пользователя: 50% аудитории сервиса — подростки, приложение установлено на смартфонах четверых из каждых десяти американских тинейджеров, многие из которых больше не считают Facebook «крутым». Это накладывает особую ответственность: в Kik есть специальный отдел «доверия и безопасности», в чьей компетенции — борьба с порнографией, оскорблениями и другим контентом, потенциально опасным для молодежи. У еще одного фаворита подростков — Snapchat — дела с заботой о несовершеннолетних обстоят «куда хуже», уверяет основатель Kik.

Тинейджеры — это самая востребованная рекламодателями в мобильном сегменте аудитория, они ведут себя так же, как продвинутые пользователи WeChat в Китае: у них нет опыта покупок на десктопных версиях сайтов, а интернет они познавали через браузер в смартфоне. Подростки же будут первыми, кто построит целую бизнес-империю вокруг технологии ботов, надеется Ливингстон.

«В Китае боты довлеют над обществом, — говорит основатель Kik. — Мы же посредством этой технологии хотим создать для общества операционную систему». Ливингстону удобно опираться на опыт коллег из Поднебесной: в августе материнский структура WeChat — холдинг Tencent — купила 5% Kik за $50 млн, оценив всю компанию в $1 млрд и прикрепив ей ярлык «западной WeChat».

источник->

Зарегистрированных пользователей: 3947

Сейчас на сайте: 3

Просмотров за сегодня: 160

ID поста = 11158



свежие комментарии:
крымский бандеровец