новости • обзоры • события • факты
233 просмотров

Правительство временных

Правительство временных

Люди, завладели государственными должностями после Революции достоинства, считают, что получение власти из рук тех, кто поднял знамя революции, делает их неприкосновенными и некритикованимы.

Но мы не должны их любить только за это.

Они более ответственные за результаты своей работы, чем другие, входивших в предыдущих правительств Украины.

Действующий Кабмин должен был стать правительством лучших и нравственные людей.

Он работает на пепелище залитого кровью Майдана, а потому должен был все делать честно, чистыми руками. Чтобы не было стыдно перед умершими и их родными.

Если можешь, возьми и сделай — вот что нужно украинскому народу.

Поэтому нет границ возмущению за неспособности, голый популизм, ложность новой власти. Совсем неожиданными стали ее управленческие шаги, направленные в ущерб социально-экономическому развитию общества, ее терпимость к взяточничеству, хищения общественного имущества и злоупотреблений в институтах власти.

Олигархо-коррупционный порядок в исполнении новой власти

Когда люди идут во власть, очевидно, они ставят перед собой какую-то цель. Нормой является, безусловно, желание сделать личный вклад в развитие страны. Но задумываются об этом те, кто работает в правительстве сейчас? У меня — большой вопрос.

Мало кто из членов правительства были планы своей будущей ответственной деятельности, когда получал высокую должность. Об этом можно судить по их спонтанной, противоречивой и нередко пустой деятельностью.

Часто несколько чиновников рассказывают об одних и тех же «успехи»: реверс газа, патрульную полицию, выделение денег армии, бюджетную дерегуляции. Это свидетельствует о личной пустоту работы большинства из них и сокрытие их истинных интересов.

Истинные цели большинства чиновников, как следует из анализа их деятельности, что будет дальше, заключаются в зарабатывании больших сумм для собственных потребительских нужд.

Имеет правительство целостное представление, либо общественных результатов он хочет достичь, и какой должна быть обновлена ​​экономика Украины? Какими должны быть системные экономические реформы, и как вывести страну из экономического кризиса?

Нельзя же воспринимать как программу действий слова премьер-министра: «Будущее Украины в Европе». За последние полтора года страна не приблизилась к Евросоюзу, а во многих направлениях, в том числе в экономике, отдалилась от него. Уже ни наши руководители, ни европейские не говорит об украинском членстве в ЕС.

Для вступления в ЕС нужно соответствовать специальным критериям для бюджетных, курсовых-валютных и ценовых показателей, а наше правительство только ухудшил их значение. Кроме голой демагогии, реального продвижения в европейском направлении нету.

Сейчас, после длительного периода пребывания у власти Кабмина и накопления фактов его деятельности, можно попытаться ответить на поставленные выше вопросы. Правительство удовлетворяется экономическим наследием Кучмы-Януковича, не собираясь ничего менять. Это наследство характеризуется следующими главными составляющими.

1. бюрократически коррупционной, манипуляционной системы государственного управления экономикой.

2. монополизирована состоянием товарных рынков и государственно-административной системой установки монополистических цен.

3. Волевым нарушением правил поддержания постоянной стоимости национальной денежной единицы, привело к рекордному провала ее валютного курса.

4. Доминированием затратного метода ценообразования, вызывает механическое номинальное удорожание национального производства и перманентно высокую ценовую инфляцию.

5. Проимпортною внешнеторговой политикой, поощрением дефицита торговли и дефицита иностранной валюты.

6. Стимулирование роста госдолга за счет форсированного роста внешних и внутренних заимствований. Он увеличился с 4-5 млрд долл в 2000 году до почти 80 млрд долл в 2015 году.

7. Высокой недостаточностью бюджета, приоритетом расходов хозяйственным субъектам по сравнению с финансированием социально-культурного развития, опережающим ростом расходов на нужды управленческого аппарата по сравнению с ростом социальных пособий гражданам.

8. олигархической системы распределения и присвоения государственного имущества и общественных ресурсов.

9. Функционированием расточительных, паразитирующих объединений предприятий государственной, а фактически чиновничьей собственности, питающих финансами системную коррупцию во власти и олигархономики.

10. Злодейской системой подавления прав и изъятия налогов с граждан с параллельным преступным содействии фискальными органами снижению налогообложения олигархических групп.

11. грабительскими и подневольным для потребителей системой установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

12. Закрытым, непродуктивным для экономики, убирая экспортерам капитала и коррупционерам банковским сектором.

13. Так называемым конкурсным, а на самом деле элитарным методом приватизации государственных предприятий в пользу бизнесменов, приближенных к высшей власти.

14. отсутствием государственного содействия независимому предпринимательству, подневольным, дискриминационным его положением в экономике.

15. Игнорированием потребностей приусадебных и фермерских хозяйств при односторонней материальной поддержке крупных латифундистской компаний.

16. Государственным поощрением импорта энергетических ресурсов, прежде всего российского газа, который является главным средством коррупционных сделок во власти.

Действующая система просто вредна для экономики страны и не могла не привести к ее глубокой и длительного кризиса, а ее пролонгация повлечет развал государства.

С таким наследством нечего делать в Европе и нельзя надеяться, что экономика сама выползет из кризиса. Нельзя сидеть, сложа руки, или заниматься политическим самопиаром. Обеднения и ограбления народа продолжаются. Обогащение бюрократии и ее бизнес-партнеров, разворовывание бюджета, жизнь в долг — вот что воспроизводит правительство.

Большинство приведенных выше позиций не соответствует принципам открытой, конкурентной, гибкой рыночной экономики, честного и конструктивного правительственного управления, направления политики на социально-культурное развитие нации.

Так оценивает действующую экономическую систему сегодняшняя власть? Очевидно, иначе.

Она чувствует комфорт от такой экономической основы, продолжая нагло разворовывать общественные финансы. Ей удобно работать с монополиями и олигархами, управлять национальным хозяйством с помощью административных ручных методов и получать удовольствие от новых иностранных гиперкредитив.

Займы сыплются, как манна небесная, к тому же, направления расходов не надо ни с кем согласовывать. Поэтому власть не видит тех реформ, которые нужны стране, и подсовывает вместо них политический фальсификат.

Это и издевательские налоговые нововведения, и бюджетное финансирование убыточных государственных монополий, и новые огромные государственные задолженности, и рукотворная девальвация гривны и протекционизм банков — воров кредитных средств, и наглое повышение цен и тарифов на газ, электроэнергию, ЖКУ.

Фактическое бездействие власти не только привела к финансово-денежной дестабилизации с рекордным обесцениванием гривны и обнищанием людей, не только обострила ситуацию со взяточничеством и злоупотреблениями во власти, но и способствовала невиданному падению объемов национального производства в 2015 году.

Понимает власть причины сверхглубокой экономического кризиса? Очевидно, что нет. Во всяком случае, она не предусмотрела такое падение еще за месяц до начала 2015 года, прогнозируя спад ВВП в этом году на 4%, а не на 16-18%, как у действительности.

Теперь правительство уверяет, что в 2016 году начнется восстановление положительной динамики экономики — на 2%. Далее будет ежегодный прирост национальной экономики на 4%, что позволит стране, по словам министра финансов, через 25 лет выйти на уровень Швейцарии. К сожалению, это заявление министра нельзя воспринимать серьезно.

Во-первых, для сегодняшнего правительства даже такое минимальное задание является неподъемным. За время своей деятельности он смог углубить погружение страны в кризис настолько, насколько не удавалось даже Януковичу с Азаровым, которые всеми возможными способами вредили экономике.

Во-вторых, прогнозы и расчеты главы Минфина Натальи ошибочны. С темпами прироста, что она предлагает, за 25 лет мы сможем выйти не на 600 млрд долл ВВП, как заявляет министр, а на 224 млрд долл, то есть лишь на треть сегодняшнего объема швейцарского производства.

Это ошибка человека, который не умеет рассчитывать индексы роста, или сознательное замыливание глаз?

В-третьих, с такими низкими установками на будущее страна за десять лет в лучшем случае поднимется лишь до уровня экономики 1990-1991 годов. Этого мало — страна может не выстоять во всех испытаниях, которые выпали на ее долю.

Правительство временщиков, которые хотят растянуть свой сладкий время

Страна стоит в начале сложного периода военного перевооружения, социального восстановления, укрепления государственно-правовых институтов.

Это требует здоровой экономики и мощного госбюджета. При этом задача не может заключаться в слабом, едва заметном и краткосрочном восстановлении экономического роста, как прогнозируют власти и ее международные советники.

Нужно ставить другие задачи, в частности, достижения высокодинамичного, устойчивого и долговременного положительного движения, как это смогли сделать Западная Германия и Япония в 1950-1980-е годы, а позже — Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Темпы роста ВВП достигали в этих странах в среднем десяти и более процентов в год, а продолжительность фаз роста составляла 15-20 и более лет.

После правления донецкого клана мы получили экономику, которая по своей мощи была слабее экономики 1990 на 31%. Сейчас, через полтора года, когда производство уменьшилось еще примерно на 18-19%, общий процент снижения объемов ВВП относительно 1990 года уже достигает 43%.

То есть за годы независимости мы потеряли значительную часть своего потенциала, который, как минимум, надо восстановить. Нации нужны чрезвычайные усилия и чрезвычайные преобразования, чтобы не краснеть за тот уровень жизни, который есть в Украине.

Однако, похоже, сегодняшнее падение объемов производства является не временным. Это падение — следствие структурно-технологического отставания экономики, в которой производство в основном базируется на технологиях середины прошлого века.

Этот кризис имеет совершенно другую природу по сравнению с кризисом 2008 года, которая была чисто финансовой, а потому и был преодолен за один год.

Мировая экономика с середины 20 века уже дважды обновила свои базовые технологии, украинские же предприятия традиционных отраслей остаются в прошлом. Они используют больше электроэнергии, более трудоемки, требуют больше финансового капитала на выпуск единицы продукции, и эта продукция худшего качества.

Из-за этого предприятия тратят больше энергии, полезных ископаемых, металла. Соответственно, национальное хозяйство перегружено сырьевыми производствами, неконкурентоспособны и малоприбыльными.

Для обновления архаической структуры национального капитала нужны масштабные инвестиции. Их освоение требует времени, но это нужно не только осуществить, но и привлечь финансовые ресурсы. Однако национальный капитал бежит из Украины — из-за коррупции, поборы чиновников и относительную неперспективность капиталовложений.

Кроме архаичности капитала и его оттока за границу, Украина страдает недостатком миллионов рабочих рук, которые могли бы давать новую стоимость и приносить стране доходы. Сейчас численность занятых в национальной экономике — 13 млн человек, а на заре независимости государства активно работало 27 млн ​​соотечественников.

То есть сила труда уменьшилась более чем вдвое. Потери трудового потенциала является результатом сокращения численности населения, его относительного старения, высокого уровня безработицы и эмиграции людей трудоспособного возраста.

Это, в частности, говорит о крайне негативные социальные условия жизни, жилищного, бытового и медицинского обслуживания, уровня пенсий, зарплат и материальной помощи семьям, имеющим детей, наличия рабочих мест. Поэтому и эти направления изменений должны входить в комплекс нужных стране экономических реформ.

Поскольку реальный объем ВВП за 24 года тоже упал почти вдвое, то производительность труда, исчисляемый как объем ВВП на одного работающего, за эти годы практически не изменилась. Неудивительно, ведь технологический уровень остался тот же.

В условиях уменьшения ресурсов капитала и рабочей силы только обновление технологических основ экономики могло поднять производство. Этого не произошло.

На пути был институциональное устройство, не стимулировал производителей и потребителей на поиск и внедрение инноваций и модернизации предприятий и позволял получать прибыль неэкономическими методами и незаконные доходы.

Однако долгосрочное технологическое отставание от западного мира может пригодиться, давая экономике потенциал высоких темпов роста. То есть Украина может получить так называемый эффект отставания.

Если государство сможет обеспечить структурную гибкость экономики и высокие темпы притока внутреннего и внешнего капитала, то высокодинамичный рост будет длительным. Именно такие возбудители роста были в Японии, Западной Германии и Китае.

Реструктуризация долга или кабала на десятилетия

Однако страну ждал коварный поворот в этих сценариях будущей динамики. Оказалось, что Кабмин, заключив соглашение с иностранными частными кредиторами об отложении уплаты коммерческого долга на четыре года, запретил всей нации поднимать экономику темпами, выше 3% в год.

Иначе придется ежегодно платить значительные суммы из госбюджета в течение 20-летнего периода, начиная с 2021 года. Для этого выпускаются специальные ценные бумаги — деривативы, оборот которых является автономным.

Если ежегодные темпы роста ВВП Украины в те годы будут превышать 3%, то сумма дополнительной, позапроцентнои премии кредиторам равно 15% от суммы прироста ВВП в части более 3%.

Если же темпы прироста ВВП будут превышать 4% в год, то дополнительные выплаты держателям реструктурированного долга составят 40% от суммы прироста этого показателя. И так в течение 20 лет, независимо от суммы основного долга.

Это кабала.

Эти дополнительные платежи касаются части долга — 19 млрд долл, а над государством в те же годы нависают еще около 30 млрд долл долговых обязательств.

Министр финансов заявляет, что для покрытия этих долгов в страну поступят 17500000000 долл от МВФ и еще около 9 млрд долл — от западных стран. Но МВФ предоставляет кредит на четыре года, и с чего Украина будет его возвращать в 2018-2019 годах?

Яресько пытается успокоить, что фазы роста в национальных экономиках не превышают семи лет. Мол, после 2021 динамика ВВП страны снова пойдет вниз (?), И дополнительно платить международным кредиторам не придется.

Похоже, Яресько признает только взгляды Маркса на кризисную цикличность движения экономик. Именно он уверял, правда, уже после французского исследователя Жугляра, что кризисы наступают именно с такой периодичностью.

Очевидно, министр ничего не слышала о большие циклы конъюнктуры Николая Кондратьева и о механизмах долгосрочного роста Йозепа Шумпетера — механизмы, действующие через обновление базовых технологий. Или она не разделяет эти теории, подтверждены и прошлым, и настоящим?

Яресько надеется, что экономика будет расти шесть-семь лет, начиная с 2016 года, а в эти годы по соглашению с иностранными кредиторами не надо платить дополнительно в процентах от темпов прироста ВВП.

Затем, после 2021, по мнению министра финансов, начнется новый кризис, темпы прироста будут ниже 3%, и снова Украина не будет платить кредиторам. И снова будет отставать в мировой экономике.

Выплаты по новым условиям в зависимости от прироста ВВП — это штрафы, наказания за экономический рост. Как можно принимать такие сценарии развития? Или чиновники не верят в хорошее будущее Украины, или не желают его.

По мнению автора, цикличность движения экономики будет другой. Сегодняшний кризис продлится минимум три года за лучших политических условий, при худших — пять-шесть лет. Затем начнется подъем, и он будет высокодинамичный, если будут проведены коренные рыночные реформы, — не ниже 10% в год.

Итак, все наоборот: до 2021 года ничего платить не придется, потому продлится стагнация. Затем страна сделает рывок, и поэтому вынуждена будет дополнительно вне погашением долга и уплатой процентов, отдавать благотворителям-кредиторам по 2-3 млрд долларов в год в течение 20 лет.

Особенно тревожно слышать слова Яресько, что подобная методика реструктуризации уже использовалась при решении долговых проблем Греции и Аргентины. Однако именно эти страны пережили не один дефолт и не могут выбраться из долговой ямы. Министр готовит такую ​​же неприглядную перспективу Украины?

Так, пролонгация госдолга — объективно необходима, без нее не удержать валютную стабильность в стране. Но не на таких условиях!

Члены правительства, очевидно, считают, что Украинская высокие цели недостижимы, что они должны оставаться на последних местах по производительности труда и уровнем жизни. Или они защищают интересы владельцев украинских евробондов, что называется не ошибкой, а злоупотребления.

Несмотря на определенные текущие выгоды от отсрочки уплаты долга, придумать и пойти на такое — верх цинизма и безразличия к судьбе страны. О каких темпы роста можно говорить, о каких реформах, о котором уровень жизни, о которой обороноспособность?

Если так защищать страну, то зачем нам такие защитники? Их ничего не беспокоит, у них все хорошо. Они не живут на зарплату государственного служащего. Профессионализм и честность — на последнем месте.

Приглашенные на ключевые должности иностранцы, похоже, не чувствуют ответственности перед украинским народом. Во всяком случае, не все из них опровергают этот тезис.

Похоже, большинство вископосадовцив заняли государственные кресла, чтобы заработать, а не дать импульсы развития государства и общества. Видимо, они не собираются жить в Украине, когда для них закончится возможность богатеть на проблемах и трудностях.

Выход из политико-экономического хаоса

Оставлять действующее правительство у власти — риск высокой степени вероятности дальнейшего ухудшения состояния экономики и еще более глубокого обеднения украинских семей. Однако избавиться от этого Кабмина не так просто. За ним стоит парламентская коалиция, которая, очевидно, не может создать следующий высший исполнительный орган власти.

И еще — она ​​кровно связана с исполнительной властью и готова потакать всем ее прихотям. В том числе тем, что нарушают национальное законодательство, как, например, принятие фиктивного бюджета на 2015 год.

Бюджета, который не содержит объективно необходимых норм, положений и расчетов, а есть короткой запиской с несколькими общими показателями. Однако депутаты об этом не знают, поскольку голосовали за него вообще без текста на руках.

В этих обстоятельствах вопрос смены правительства переходит в плоскость выборов нового парламента. Это объективно, потому что действующая Верховная Рада избрана на старых принципах, старыми коррупционными методами, за взятки и подкуп избирателей и избирательных комиссий, которые делали свое черное дело без всякого страха за преступные фальсификации.

Понятно, что такой парламент не представляет интересы Майдана.

После революции было понятно, что новая власть должна была разработать и внедрить новую, прозрачную и честную систему выборов. С учетом люстрации, с устранением олигархов от выборов, с реальным наказанием за подкуп избирателей и взятки руководителям избирательных комиссий, с обновлением ЦИК, реальным контролем за превышением допустимых денежных фондов кандидатов и за печатью бюллетеней.

Однако это было понятно не всем. Те, кто оказались у власти на копьях революции, не искали истины, не хотели вспоминать революционные идеалы, а предпочитали скорее оказаться на выгодных местах.

Поэтому не следует удивляться беспомощности Кабмина и нарастанию напряженности между теми, кто стремится новой свободной Украины, и теми, кто цепляется за власть и ее обольщения. «Развращает не власть, а страх потерять власть», — сказал более полувека назад американский писатель Джон Стейнбек.

Ситуация осложняется еще и тем, что президент Украины, опираясь на самую большую фракцию, не видит необходимости обновления Верховной Рады. Тем самым он цементирует свою связь с правительством. Пока. Однако откладывание этого вопроса осложняет ухудшает политическую и экономическую ситуацию.

Итак, от действующей власти нельзя будет ни прозрачности, ни реформ, ни вывода экономики на твердую почву и быстрое движение. Однако время работает против действующего Кабмина, начался его обратный отсчет. Стране нужен план действий для преодоления хаоса, понимая, что этот план — не для действующего правительственного руководства.

В итоге — следующее.

1. Действующая политико-экономическая система является пролонгацией олигархически коррупционного устройства страны, она вредна для развития страны и не может не привести к глубокой и длительной кризиса.

2. Длительное падение национального производства является следствием его структурно-технологического отставания от развитых стран мира, недостатка капитала и рабочей силы в стране. Однако отставание может стать одновременно и потенциалом будущего высокого роста украинской экономики.

3. Действия власти, к сожалению, не соответствуют целям социально-экономического развитии, не направлены на искоренение злоупотреблений в институтах власти, отмечаются хаотичностью. Согласованные недавно условия реструктуризации внешнего долга не предусматривают его пролонгации и выглядит наказанием за экономический рост.

4. Время сделать вывод, что оставлять действующее правительство у власти — риск дальнейшего ухудшения состояния экономики и еще большего обнищания семей.

Владимир Лановой, экс-министр экономики, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ

источник->

Зарегистрированных пользователей: 4864

Сейчас на сайте: 0

Просмотров за сегодня: 38

ID поста = 5230



свежие комментарии:
крымский бандеровец